Ветеран, прошедший дорогами Великой Отечественной войны, участник взятия Берлина. Этот человек, макеевчанин Виталий Белоцерковский, живет рядом с нами. Возможно, он даже ваш сосед, а вы и не подозреваете, что вам повезло жить по соседству с живой легендой?
Солдат, к которому не применимо определение бывший, хотя в этом году ему исполнится уже 89 лет! Несмотря на столь солидный возраст, быть в запасных Виталий Белоцерковский не согласен и сегодня. До сих пор он не оставляет работу в районной ветеранской организации, помогая пенсионерам решать проблемные вопросы.
Ветеран, прошедший дорогами Великой Отечественной войны, участник взятия Берлина. Этот человек, макеевчанин Виталий Белоцерковский, живет рядом с нами. Возможно, он даже ваш сосед, а вы и не подозреваете, что вам повезло жить по соседству с живой легендой?
Солдат, к которому не применимо определение бывший, хотя в этом году ему исполнится уже 88 лет! Несмотря на столь солидный возраст, быть в запасных Виталий Белоцерковский не согласен и сегодня. До сих пор он не оставляет работу в районной ветеранской организации, помогая пенсионерам решать проблемные вопросы.
Одессит – до мозга костей
Родной город Виталия Белоцерковского – Одесса. Несмотря на то что уже более полувека он живет в Макеевке, до сих пор считает себя настоящим одесситом. Даже в говоре сохранился колоритный легкий акцент. А о веселом нраве и шутливом характере ветерана знает каждый, кто хотя бы раз с ним общался.
— Одесский характер, эта особая морская закалка не раз меня выручали, — говорит Виталий Николаевич. – Наверное, в них отчасти тоже заключается секрет, как вы говорите, моей молодости. Этот одесский колорит уйдет из жизни только вместе со мной.
В сорок первом, когда началась война, Виталию Николаевичу еще не было и 15 лет. Успел закончить только семь классов средней школы. Но настоящая война началась для него в мае сорок четвертого, когда его призвали в армию.
— У папы была броня, и я мог тоже остаться в Одессе, но ребята, друзья, решили идти на фронт. Как же я мог остаться? — вспоминает Виталий Николаевич.
Летом 44-го восемнадцатилетним парнишкой он попадает в полковую школу в город Кострому. Маршевая рота. Полтора месяца в учебке, и уже отсюда — в настоящий бой. Июль 1944-го года. Тогда он увидел, что такое фронт, что такое передовая. Воевать он попал в 336-й стрелковый полк, минометчиком.
Боевое крещение принял под Минском. Отсюда, из Белоруссии, он пешком прошел путь до Берлина. Здесь же, на этом самом нелегком и страшном в своей жизни пути, получил первую и самую дорогую сердцу награду — медаль «За отвагу» за участие в операции по форсированию Нарева.
Из Европы домой. Пешком
— В середине декабря 1944-го наши войска подошли к прусской границе, были бои. В январе я получил ранение и попал в госпиталь. Вернуться обратно в свою часть даже не мечтал, но мне повезло, — рассказывает. – За пополнением приехал «покупатель» именно из нашей части, и я попал снова к своим! Так редко кому везет.
Перелистывая в памяти последние месяцы войны, восстанавливая эпизоды последних дней, Виталий Николаевич на несколько минут закрывает глаза и пытается задушить подкатывающий к горлу ком, не дать вырваться слезам. Ему нельзя плакать – он солдат.
— Благодарили Бога за одно: «Спасибо, что выжили», — говорит.
В арсенале его наград множество медалей, среди которых и самые ценные — «За взятие Кенигсберга» и «За взятие Берлина». Этот путь – Берлин-Минск – ему снова пришлось пройти пешком. Но теперь уже в обратном направлении. Домой. Дослуживал он в Белоруссии, в городке Поставы. Оттуда в 1947 году был демобилизован. Распределение получил в Донбасс, на восстановление промышленного региона. Уже здесь попал в Макеевку. Долгое время работал в тресте «Макстрой», на тот момент одной из крупнейших строительных организаций области.
— Строили по всему Донбассу, — вспоминает. – Да и не только по области. Где я только не побывал! Весь Союз объездил!
Не изменяя себе, привыкший если делать что-то, то на совесть, Виталий Белоцерковский и на этом, мирном, фронте быстро заявляет о себе. В тресте он дорос до должности начальника погрузочно-разгрузочного управления. Строил бывший фронтовик до 1978 года. А следующим местом работы стал «Донбассантехмонтаж». Здесь Белоцерковский не просто задержался надолго, а побил все мыслимые и немыслимые рекорды.
— Я был первым сотрудником, который праздновал на этом предприятии свое 70-летие, — признается.
Отдых. Заслуженный, но активный
Только в 1996 году Виталий Николаевич ушел на пенсию. Но на полноценном заслуженном отдыхе он пробыл тоже недолго. В 1999 году Виталий Белоцерковский вливается в ряды совета ветеранов Кировского района Макеевки. Знают его и в городе. Без Виталия Николаевича обходится редкий парад. На митинге в честь Дня Победы, Дня освобождения Макеевки и Донбасса — он всегда на передовой.
У Виталия Николаевича трое внуков и уже четверо правнуков. Для них дед Виталий уже и наследство заготовил. Без преувеличения бесценное. Еще до войны Виталий Николаевич начал собирать почтовые марки. Сегодня в его роскошной коллекции более 600 экземпляров! Говорит, какие бы деньги ни предложили, ни за что не расстанется с этим кладом. Передаст по наследству правнуку.
— Удовольствие это, конечно, дорогостоящее, но я не пью, не курю. Инвестировал в эту коллекцию, — шутит Виталий Николаевич. – Зато сегодня по ней можно, как по книге, читать историю нашей бывшей большой родины. Здесь и все серьезные партийные съезды, и важные научные открытия, и известные на всю страну личности…
Виталий Николаевич признается, что почти за девять десятков лет от своей жизни он не устал. Хотя очень непростая, очень нескучная она ему досталась. Но о своей судьбе ничуть не жалеет. Он прожил ее так, что и сегодня ходит с высоко и гордо поднятой головой.