Рассказывает дочь — Древицкая Ирина Юрьевна.
Мой отец, Юрий Сергеевич Драганчук, ушёл на фронт сразу же после освобождения города Кременная Луганской области в январе 1943 года. Ему было 17 лет. Первый бой он принял под селом Мирная Долина под Славянском. Юрий Сергеевич служил в земном обеспечении самолётов, был прожектористом. Его фронтовой путь прошёл по Украине, Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии. Закончил он войну в Вене, но чаще всего вспоминал взятие Будапешта. Там же, в Венгрии, в городе Секешфехервар, его воинская часть попала в окружение – фашисты прорвали линию обороны, и уже освобождённый город опять перешёл к врагам. Тогда погибло много солдат, в первую очередь раненых, отправленных в, казалось бы, безопасное место. Отца спасла венгерская семья, где он был на постое – хозяйка сказала: «Ты наш, мадьяр, у тебя тиф. Отвернись к стене и, главное, молчи». Когда в квартиру зашли немцы, она повторила им эту же версию. Немцы, понятно, испугались инфекции и ушли.
После того, как военная часть отца попала в окружение, его родителям пришла похоронка
Я ещё с детства хочу поехать в Будапешт, но пока, увы, не сложилось…
В мирное время Юрий Сергеевич с отличием закончил экономический факультет университета в Харькове и большую часть жизни работал преподавателем – сначала директором вечерней школы, а потом преподавателем политэкономии в техникуме. Сейчас я уже понимаю, что, как преподаватель, многим на него похожа.
Мой отец был талантливым человеком – делал прекрасную мебель, писал стихи, любил землю, а такого вкусного виноградного вина, как он делал, я не пила никогда и нигде.
Юрий Сергеевич был ранен, контужен, что и привело к тому, что он рано, в 52 года, ушёл из жизни. От него остались боевые награды, в том числе орден Красного Знамени, и светлая память потомков. О том, что прадедушка – герой, знает и его внучка Лиля, такой же креативный и одарённый человечек.
ЖУРАВЛИ
Мой отец а сорок пятом вернулся с войны,
Были парки сиренью цветущей полны.
Мой отец возвратился с войны в двадцать лет,
И не знал он, что пуля летит ему вслед
Через долгие годы, улыбки и сны,
С той далекой войны, с невозможной войны.
Очень песню любил он о тех журавлях,
Что летят над землею в закатных лучах,
Словно чувствовал он, словно знал наперед
То, что клин журавлиный его позовет.
С той поры все летят и летят журавли
Через сердце мое, через ночи мои,
Словно вечная память и вечная боль,
Эти птицы летят над моею судьбой…
Остается все меньше следов от войны,
Людям снятся прозрачные, мирные сны,
Но среди синевы, но среди тишины,
Посреди необъятной и доброй страны
Мама в праздник цветы на могилу несет
И без дедушек доченька наша растет…